Тормозной стенд «Маха» позволяет быстро и точно проверить эффективность работы тормозной системы автомобиля
Как работает тормозной стенд?
Тормозной стенд определяет усилия тормозной системы и их эффективность, а также разницу усилий тормозной системы между правым и левым колесом.
Основу конструкции тормозного стенда составляют специальные ролики. Ролики имеют специальное покрытие, которое максимально точно имитирует сцепление колеса автомобиля с дорожным полотном.
Ролики стенда соединяются с датчиками, которые и производят измерения. В дальнейшем, все результаты измерения обрабатываются компьютером, сопоставляются с нормативными значениями, выводятся в виде графической информации на мониторе и в печатном виде.
Что показывает стенд, в каких единицах, откуда берутся нормативные значения?
Стенд рассчитывает удельную тормозную силу автомобиля в соответствии с государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51709—2001. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки), которая, согласно ГОСТу, должна быть не менее 0,59:
Таблица - Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах. |
|||
АТС |
Категория АТС |
Усилие на органе управления РП , Н, не более |
Удельная тормозная сила γТ, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские |
Ml |
490 |
0,59 |
М2, МЗ |
686 |
0,51 |
|
Грузовые автомобили |
N1, N2, N3 |
686 |
0,51 |
Как рассчитывается удельная тормозная сила автомобиля?
Удельная тормозная сила (гамма т) определяется по формуле: как сумма тормозных сил всех колес автомобиля (Рт) в ньютонах, деленное на произведение массы автомобиля (М) на ускорение свободного падения (g).
Гамма т – удельная тормозная сила
Сумма Pт - сумма максимальных тормозных сил на колесах автотранспортного средства, H;
M - полная масса автотранспортного средства, кг;
g - ускорение свободного падения, м/с2.
Итак, рассмотрим изложенное выше на конкретном примере:
В Автокомплесе «Двойка» после проверки тормозных усилий на стенде вы получаете распечатку с результатами измерений, в которых указаны значения:
Контроль тормозов |
Тормозная сила слева |
Тормозная сила справа |
Разность |
Передняя ось |
2,29 кН |
1,47 кН |
36% |
Задняя ось |
1,05 кН |
1,00 кН |
14% |
Вычисляем значения по указанной выше формуле:
Получаем значение удельной тормозной силы – 0,46. Согласно государственному стандарту РФ (ГОСТ Р 51709-2001 п. 4.1) – Удельная тормозная сила автомобиля должна быть не менее 0,59, следовательно, тормозная система данного автомобиля неисправна.
Каковы допустимые значения разности тормозных сил?
При разности тормозных сил на колесах неизбежно отклонение автомобиля от прямолинейного движения при торможении.
Согласно «Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, №1008 от 05.12.2011: «При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%»
Таким образом, разность тормозных сил передней оси автомобиля составляет 36% вместо 20%, что так же свидетельствует о неисправности.
Итак, на стенде мы получили данные о состоянии тормозной системы автомобиля. Приступаем к поиску неисправностей.
Разность тормозных сил на передней оси. Смотрим возможные причины:
- Износ, повреждение или загрязнение тормозных колодок с одной стороны;
- Деформация, задиры на поверхности тормозного диска;
- Ослабление крепления, деформация суппорта;
- Заедание поршня рабочего цилиндра;
- Утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
- Повреждение тормозного шланга, тормозных трубок;
Большое усилие на педаль при торможении задней оси (850 Ньютонов, вместо максимально положенных 490). Смотрим возможные причины:
- Неисправности вакуумного усилителя тормозов;
- Износ или загрязнение тормозных колодок;
- Заедание поршня рабочего цилиндра
Кроме того, тормозной стенд измеряет сопротивление вращения колес передней и задней оси. Если сопротивление велико, смотрим возможные причины:
- Заедание (заклинивание) поршня рабочего цилиндра;
- Деформация суппорта
- Износ ступичных подшипников колес
Также диагностируем ход педали тормоза. Большой ход педали свидетельствует о подсосе воздуха, износе тормозных колодок. Снижение усилия на педали (медленный провал педали) при торможении говорит о возможном повреждении шлангов, трубопроводов или о неисправности главного тормозного цилиндра.
Так или иначе, даже если стенд показал, что тормозная система автомобиля исправна, то независимо от этого проводим тщательный ее осмотр в рамах комплексной диагностики. Лучше перепроверить.